Препараты для лечения задержки речевого развития у детей

Задержка речевого развития у детей

Задержка психоречевого развития у детей (ЗПРР) – группа расстройств, при которых освоение навыками устной и зачастую письменной речи запаздывает по сравнению с возрастными нормами. При таком состоянии у малышей не хватает словарного запаса, они не способны к экспрессивной речи. О ЗПРР говорят, если в 2 года ребенок не произносит слов, а к 3 годам у него не сформирована связная речь.

Оценкой степени нарушений и лечением задержки психического и речевого развития у детей разного возраста занимаются детские неврологи, логопеды, дефектологи, медицинские психологи при участии педагогов и родителей.

ЗПРР – термин и понятие, находящееся на стыке детской неврологии и логопедии. Диагноз «задержка речевого развития» впервые выставляется детям младше 3–4-х лет, если малыш осваивает родной язык гораздо медленнее своих сверстников. При этом состоянии задерживается формирование всех компонентов:

    звуков, свойственных раннему детскому возрасту; запаса слов; построения грамматической конструкции; построения фраз; связной речи.

Частота подобных нарушений достигает 10%, проблема чаще возникает у мальчиков. Такая патология затормаживает и возрастное формирование психики у детей, поэтому этот диагноз обозначается как ЗПРР, что означает задержку психоречевого развития у ребенка.

Проблема с недоразвитием речи – пограничная, в лечении и реабилитации таких детей в равной мере принимают участие врачи, логопеды и медицинские психологи.

6oqtchjaiwowkym2zavmz5xl4z9zwvu3

b-inner-intro-bg

Классификация и патогенез нарушений развития речи у детей

Существует три критичных периода развития речи с точки зрения неврологии, в течение которых наиболее высока вероятность появления нарушений:

    с 1 до 2-х лет – при неблагоприятных условиях развивается алалия (грубое недоразвитие или полное отсутствие речи); 3 года – под воздействием повреждающих факторов возникает мутизм (отказ от речевого общения) или заикание; С 6 до 7-ми лет – после тяжелых заболеваний возможно развитие детской афазии или утрата ранее сформированной речи.

Педагоги и логопеды в основном используют иной вариант классификации, который предусматривает выделение трех групп детей с различными нарушениями:

    в группу первого уровня входят малыши, которые не говорят вообще или произносят отдельные простые слова; в группу второго уровня включают ребят, которые предпочитают общаться короткими фразами с минимальным набором слов; в группу третьего уровня входят дети, умеющие выстраивать длинные предложения, но при этом допускающие массу разнообразных ошибок (например, путают согласование слов по падежам, окончаниям, не используют предлоги и союзы, меняют местами члены предложения, создавая неестественные конструкции и т. д.).

Развитие речи в норме

Ребенок в своем формировании проходит определенные, напрямую связанные с возрастом, этапы становления речи. Первый крик слышен в течение минуты после рождения.

На первом году жизни малыш проходит подготовительный период:

    гуление – с 1,5 до 2-х месяцев; лепет – с 4-5 месяцев; лепетные слова – с 7,5-8 месяцев; первые слова – у девочек с 9-10 месяцев, у мальчиков с 11 месяцев или 1 года.

В 1 год в норме малыш умеет произносить около 10 простых слов («мама, папа, дядя, баба») и отлично понимает обращенную речь. Ребенок не назовет, но может принести или показать обыденные предметы: мячик, ложку, чашку и т. д.

В полтора года или 1 год 8 месяцев происходит скачкообразное использование слов, которые находились в пассивном запасе (то есть, ребенок понимал значение, но не мог произнести). Такое событие называется «лексическим взрывом».

Скорость формирования активной речи варьирует у разных детей, но существуют конкретные ориентиры:

    в полтора года должен быть указательный жест пальцем и полное понимание обращенных слов; в 3 года должна быть связная речь (мы идем к бабушке, в зоопарке живет слон и подобное). Отклонения в ту или иную сторону допускаются небольшие: для девочек на 2-3 месяца, для мальчиков на 4-5 месяцев.

Общий словарный запас в норме составляет в 3 года от 500 до 800 слов, в 4 – от 1000 до 1500.

Причины задержки речевого развития у детей

Причины задержки развития речи у детей подразделяются на 2 большие группы: медицинские (органические) и социальные.

Органические причины

Медицинские факторы – это различные патологические процессы, затрагивающие головной мозг внутриутробно либо в раннем детстве. В эту группу входят:

    последствия внутриутробной гипоксии, тяжелых родов, асфиксии, инфекций, гипотрофии, недоношенности; тяжелые и/или хронические заболевания, инфекционное поражение центральной нервной системы (менингит, энцефалит); наследственность: если один из родителей заговорил поздно, то с большой долей вероятности то же самое будет и у ребенка; тугоухость: речь формируется за счет подражания, и снижение слуха становится непреодолимым препятствием.

Причинами ЗПРР у ребенка могут стать различные патологии, затрудняющие формирование артикуляционного аппарата, например, «заячья губа», «волчья пасть», недоразвитие нижней челюсти и т. д.

Социальные причины

Социальные факторы – это педагогическая запущенность, недостаток семейного общения, проживания в иноязычной среде.

Педагогическая запущенность формируется, если ребенок предоставлен сам себе, с ним никто не занимается, семейные контакты имеют формальный характер. Это «трудные» дети, которым свойственны поведенческие расстройства.

Недостаток семейного общения – патологический стереотип поведения, при котором нет прямого общения между родственниками. Не обсуждаются насущные проблемы, нет семейных праздников, устоявшихся традиций. Люди просто живут под одной крышей, не развивая духовное родство и практически не общаясь.

Смена страны проживания в раннем детском возрасте и билингвизм тоже может задерживать развитие. Если дома говорят на одном языке, а в детском коллективе и на улице – на другом, ребенку очень трудно освоить речевые навыки, почему постепенно и развивается ЗПРР.

Мешать становлению может неопределенность доминирования руки: праворукость, леворукость или амбидекстрия, что связано с преобладанием активности одного из полушарий. Если ребенок долго не может определиться, то возникает синдром задержки речевого развития.

Вредит и гиперопека: если у малыша нет необходимости говорить, поскольку все его желания предугадываются и мгновенно исполняются, то и трудиться незачем.

Симптомы задержки речевого развития у детей

Первые признаки ЗПРР, как правило, отмечают родители ребенка или люди из близкого окружения семьи. Обратиться к специалисту необходимо, если малыш:

    на первом году жизни молчит или произносит однотипные звуки; не показывает реакции на обращенные слова в 1 год; демонстрирует слабые попытки повторить услышанное слово в полтора года; в полтора-два года не может показать названный взрослыми предмет; в 2 года не говорит ни одного слова; в 2,5-3 года не строит простых фраз (дай яблоко, хочу пить); в 3 года повторяет готовые фразы из мультфильмов или книжек, но самостоятельной речи нет; использует жесты и мимику взамен речи.

Такие временные рамки являются ориентировочными, поскольку некоторые малыши взрослеют чуть медленнее сверстников. Тем не менее, при появлении даже неявных симптомов задержки психоречевого развития у детей стоит обратиться за профессиональной помощью.

Диагностика ЗПРР

Диагностика включает комплексное обследование группой специалистов для выявления всех особенностей детей с задержкой речевого развития. В нее обязательно входит педиатр, детский невролог, ЛОР, логопед и по ситуации детский психолог.

Педиатр анализирует возрастное развитие, возможные отклонения, наличие соматических заболеваний. Невролог может назначить такие обследования, как ЭЭГ, УЗДГ артерий головы, ЭхоЭГ.

ЛОР-врач оценивает остроту слуха, определяет наличие аденоидных вегетаций. Логопед исследует состояние речевого аппарата, формирование ориентировочных реакций, возможности вербальной и невербальной (бессловесной) коммуникации. Психолог при помощи тестов (шкалы Гриффитс, Бейли) изучает психомоторное развитие.

Суммирует исследование детский невролог, выделяя основную причину и назначая лечение ведущего расстройства, вызвавшего ЗППР у детей.

Яндекс.Метрика